Апрель 2014
>>
Клонирование известных брендов как
бизнес
Российский рынок знает огромное количество различных имитаций товаров как зарубежного, так и отечественного производства. Вы наверняка слышали хотя-бы об одном из них: о кофе «Max&Ell House» (клон «Maxwell House»), печенье «Веселые Грибочки» (клон «Choco Boy»), батончиках «Микуша» (клон «Nesquik»), шоколаде «Вита Спорт» (клон «Ritter Sport»), шоколадках «Обыкновенное Чудо» (клон «Kinder»), чипсах «Kracks» (клон «Pringles»), фруктовом вине «Kabukko» (клон «Kabukki»), вермуте «Martin1» (клон «Martini»), зубных пастах «Сoldate» (клон «Colgate), «Bel-a-Med» (клон «Blend-a-Med»), «Aquarelle» (клон «Aquafresh»), стиральном порошке «Апрель» (клон «Ariel»), средстве для мытья посуды «Mary», «Feiry», «Faina» (клоны «Fairy»), дезодоранте «Roxana» (клон «Rexona»), средстве для укладки волос «Taff» (клон «Taft»), шампуне от перхоти «Nizoril» (клон «Nizoral») и мн. др.
Многие эксперты винят в популярности клонов известных марок кризис, когда у населения уменьшилось количество свободных денег, а желание покупать привычные товары осталось на прежнем уровне. И тут россиянам на помощь пришел малый бизнес, который занялся клонированием известных марок, что в принципе не противоречит федеральному законодательству, которое следит лишь за регистрацией сходных товарных знаков, но не за фантазиями производителей «на тему» того или иного продукта. Доказать что-либо в суде оригинальному производителю в данном случае практически невозможно, но бывают исключения.
Притчей во языцех стало противостояние кондитерских фабрик «Красный Октябрь» и «Славянка». А все из-за того, что «славянский» шоколад «Алина» был подозрительно похож на всеми любимую плитку «Алёнки» от «Красного Октября». Как известно, фабрика «Славянка» проиграла суд, который взыскал с нее и ее партнеров свыше 350 тыс. руб., хотя «Красный Октябрь» требовал возместить ущерб в размере 5.000.000 руб.
Интересно, что шоколад «Алёнка», будучи советским продуктом, выпускался не только в России, но и на фабриках Украины и других союзных республик. Следовательно, все они имеют право выпускать этот шоколад и сегодня. Однако хитрые российские производители быстро оформили этот бренд на себя, а значит, все остальные фабрики стали имитаторами. Поэтому на прилавках наших магазинов зачастую можно встретить такие шоколадки как «Олёнка», «Озорная Алёнка», «Любимая Алёнка» и др.
Имитация советских товаров это вообще отдельная тема, которая становится причиной раздора между различными российскими компаниями. Так, в Советском союзе нынешнее косметическое объединение «Свобода» занималось выпуском известного и сегодня крема для рук «Бархатный». С распадом страны спрос на него резко упал, поэтому объединение изъяло крем из производства. Этим воспользовалась компания «Калина», которая в похожем тюбике стала продавать аналогичный крем для рук «Бархатные ручки». В итоге «Свобода» решила возобновить производство «Бархатного», а заодно пожаловаться в ФАС на конкурента, который был вынужден уступить оригинальному производителю.
Предприимчивые компании копируют не только наименования товаров, но и названия целых сетей магазинов, заправок, химчисток и др. Например, «Универсам № 5» в Красноярске является клоном сети «Пятёрочка», гипермаркеты «Алпи» имитируют немецкую сеть «Aldi», мебельный магазин «Идея» смахивает на «Икею», заправка «К’ойл» и «Ликойл» очень похожи на «ЛУКОЙЛ», а «Сибирьнефть» на «Сибнефть». Защититься оригинальным производителям от такой наглости непросто. Как правило, специалисты советуют проводить глубокий ребрендинг, нежели тратить время и деньги на судебные процессы.
|